Подготовка СОТБ: обязательное обучение и регулярная аттестация
Предприниматели, работающие в транспортной сфере, часто задаются вопросом, насколько необходимо проводить специальную подготовку и аттестацию сотрудников, ответственных за транспортную безопасность, насколько часто нужно это делать и кто это определяет. Отвечаем: да, обязательно, этого требует федеральный закон!
В статье 12.1 федерального закона №16-ФЗ “О транспортной безопасности” прямо сказано: «Подготовка сил обеспечения транспортной безопасности осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта», то есть, Министерством Транспорта Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Минтранса России от 31.07.2014 № 212 “Об утверждении Порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности” для подготовки необходимо использовать основные и дополнительные программы. Эти программы подробно описаны в приказе №243 Минтранса России.
Частота проведения аттестации также регулируется законом, а именно Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2015 г. N 172. (пункт 32):
Аттестация проводится со следующей периодичностью:
а) один раз в 5 лет:
- для работников субъекта транспортной инфраструктуры, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры (категория 1);
- для работников субъекта транспортной инфраструктуры, ответственных на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве (категория 2);
- для иных работников субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, выполняющих работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах (категория 8).
б) один раз в 3 года:
- для работников субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, руководящих выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах (категория 3);
- для работников подразделения транспортной безопасности, включенных в состав группы быстрого реагирования (категория 4);
- для работников подразделения транспортной безопасности, осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности (категория 5);
- для работников подразделения транспортной безопасности, осуществляющих наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности (категория 6);
- для работников субъекта транспортной инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности, осуществляющих управление техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (категория 7);
В этом же постановлении перечислены случаи, когда необходима внеочередная аттестация (пункт 33):
- наличия вступившего в законную силу решения суда, которым установлен факт несоблюдения требований законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности в результате действия (бездействия) аттестованного лица;
- наличия вынесенного постановления органа, уполномоченного осуществлять федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности, которым установлен факт несоблюдения требований законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности в результате действия (бездействия) аттестованного лица;
- изменения должностных обязанностей аттестованного лица, в случае если такие изменения повлекли за собой дополнительные требования к его знаниям, умениям, навыкам и личностным (психофизиологическим) качествам;
- изменения требований к знаниям, умениям и навыкам аттестованных лиц, к личностным (психофизиологическим) качествам отдельных категорий аттестованных лиц.