Главная » Новости » Проведение аттестации лиц, не имеющих соответствующей подготовки, не является законным

Проведение аттестации лиц, не имеющих соответствующей подготовки, не является законным

В марте 2019 года Центральный районный суд г. Хабаровска установил, что проведение аттестации лиц, не имеющих соответствующей подготовки, а соответственно и права на выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, не является законным. В рамках рассмотрения дела было установлено, что аттестованные сотрудники не имели правовых оснований для прохождения обучения на курсах повышения квалификации.

Обращает на себя внимание факт необходимости повышения квалификации сотрудниками сил обеспечения транспортной безопасности перед их аттестацией в соответствии с действующим законодательством.

Пройти обучение по ТБ

Дело № 2а-1095/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

05 марта 2019 года      г.Хабаровск

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Чижовой Н.А.

при секретаре судебного заседания Голубецкой Г.Е.,

с участием представителя административного истца Жиляевой О.Ю., представителя административного ответчика Гапченко Р.В., представителя заинтересованного лица Храповицкой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Хабаровского транспортного прокурора к Дальневосточному территориальному управлению Федерального агентства железнодорожного транспорта о признании свидетельств по аттестации сил обеспечения транспортной безопасности недействительными,

УСТАНОВИЛ:

Хабаровский транспортный прокурор обратился в суд с административным иском к Дальневосточному территориальному управлению Федерального агентства железнодорожного транспорта о признании свидетельств по аттестации сил обеспечения транспортной безопасности недействительными. В обоснование административного иска указано на то, что прокуратурой проведен анализ состояния законности в сфере соблюдения законодательства о транспортной безопасности, об образовании, в ходе которого установлено, что учебный центр филиала ФГП ВО ЖДТ на Дальневосточной железной дороге в соответствии с лицензией, выданной ДД.ММ.ГГГГ Департаментом образования города Москвы, осуществляет образовательную деятельность по 5 программам дополнительного профессионального обучения, в том числе, по направлению «Транспортная безопасность». Приказом директора филиала ФГП ВО ЖДТ России по Дальневосточной железной дороге от ДД.ММ.ГГГГ  в связи с окончанием обучения на курсах повышения квалификации ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ завершил обучение, с получением удостоверения о повышении квалификации регистрационный номер . Вместе с тем проверкой установлено, что ФИО1 имеет аттестат о среднем (полном) общем образовании от ДД.ММ.ГГГГ  и не является лицом, имеющим среднее профессиональное и (или) высшее образование или получающим среднее профессиональное и (или) высшее образование. Таким образом, ФИО1 не имел правовых оснований для прохождения обучения на курсах повышения квалификации в учебном центре. Аналогичные нарушения допущены при обучении ФИО16ФИО2ФИО12ФИО3ФИО13ФИО4ФИО5ФИО6ФИО14ФИО7ФИО8ФИО9ФИО10ФИО15. Просит признать свидетельства №, об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности в качестве работников, включенных в состав групп быстрого реагирования, осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности ФИО1ФИО16ФИО14ФИО4ФИО13ФИО5ФИО15ФИО10ФИО11ФИО8ФИО2ФИО12 недействительными.

В судебном заседании представитель административного истца Жиляева О.Ю., заявленные требования поддержала, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении.

В судебном заседании представитель административного ответчика Гапченко Р.В. просил в удовлетворении требований прокурор отказать по основаниям, изложенным в отзыве на административное заявление, доводы которого поддерживает.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Храповицкая Н.С. просил в удовлетворении требований прокурор отказать по основаниям, изложенным в отзыве на административное заявление, доводы которого поддерживает.

В судебное заседание заинтересованные лица ФИО1ФИО16ФИО14ФИО4ФИО13ФИО5ФИО15ФИО10ФИО9ФИО8ФИО2ФИО12 не явились, о времени и месте извещены надлежащим образом. Поскольку явка участвующих в деле лиц не является обязательной и не признана судом обязательной, на основании положений части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, изучив и оценив материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Согласно пп. 7 п. 2 ст. 2 Федерального закона «О транспортной безопасности» одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности.

Частью 1 ст. 12.1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» определено, что подготовка сил обеспечения транспортной безопасности (ОТБ) осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Пунктом 3 Порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности, утвержденного приказом Минтранса России от 31.07.2014 № 212, установлено, что подготовка сил ОТБ направлена на приобретение знаний, умений, навыков, установленных требованиями законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, и необходимых для выполнения силами ОТБ работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, а также на непрерывное профессиональное образование сил ОТБ и осуществляется посредством реализации основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ.

Приказом Минтранса России от 08.09.2014 № 243 утверждены типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с п. 2 ст. 85.1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

В п. 5 Приложения № 5 к приказу Минтранса России от 08.09.2014 № 243 указано, что слушателями повышения квалификации работников досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности могут быть лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Согласно ч. 3 ст. 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Согласно ч. 2 ст. 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности» силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Для целей аттестации сил обеспечения транспортной безопасности компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности имеют право привлекать аттестующие организации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок проведения аттестации сил обеспечения транспортной безопасности устанавливается Правилами аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ  (далее Правила аттестации).

В соответствии с п. 8 Правил аттестации аттестация проводится в отношении лиц, не имеющих ограничений на выполнение работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, установленных п.п. 1 – 7 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О транспортной безопасности».

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О транспортной безопасности» работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица не прошедшие в порядке, установленном Федеральным законом «О транспортной безопасности», подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.

В соответствии с п. 9 Правил аттестации в целях аттестаций заявитель представляет в орган аттестации заявление, а также в отношении аттестуемого лица субъект транспортной инфраструктуры представляет заключение органов внутренних дел о возможности допуска аттестуемого лица к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, оформленное в соответствии с требованиями пункта 16 настоящих Правил, а также иные документы, перечень и форма которых устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

В перечень документов, связанных с аттестацией сил обеспечения транспортной безопасности и обработкой персональных данных отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности или выполняющих такую работу, проведению аттестации которых предшествует обработка персональных данных, утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ , включена копия документа (документов) об образовании аттестуемого лица, заверенная субъектом транспортной инфраструктуры, подразделением транспортной безопасности, организацией, претендующей на аккредитацию в качестве подразделения транспортной безопасности (если аттестуемое лицо является иностранным гражданином (лицом без гражданства) и документ составлен на иностранном языке – предоставляется заверенный в установленном порядке перевод документа).

Вместе с тем, проведенной Хабаровской транспортной прокуратурой в ходе проведенной проверки установлено, что ФИО1 ФИО16ФИО14ФИО4ФИО13ФИО5ФИО15ФИО10ФИО9ФИО8ФИО2ФИО12 аттестованы в качестве сил обеспечения транспортной безопасности в нарушение п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О транспортной безопасности», п.п. 2, 12 Правил аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2015 № 172, поскольку не являлись лицами, имеющими среднее профессиональное и (или) высшее образование или получающим среднее профессиональное и (или) высшее образование, в нарушение ч. 3 ст. 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», п. 5 Приложения № 8 к приказу Минтранса России от 08.09.2014 № 243 не имели правовых оснований для прохождения обучения на курсах повышения квалификации в Учебном центре.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Применительно к настоящему делу обращение прокурора с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации направлено на исполнение требований действующего законодательства об образовании, о транспортной безопасности.

Ссылки административного ответчика, заинтересованного лица на внесение изменений в редакцию Приказа Минтранса России от 03.11.2015 N 325 “Об утверждении документов, связанных с аттестацией сил обеспечения транспортной безопасности и обработкой персональных данных отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности или выполняющих такую работу, проведению аттестации которых предшествует обработка персональных данных” в части исключения из п. 8 слова “профессиональном”, что может быть истолковано не иначе как расширение круга лиц, допущенных к аттестации, на то, что закон не запрещает во исполнение требований п. 8 ч. 1. ст. 10 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ “О транспортной безопасности” для выполнения работы по обеспечению транспортной безопасности пройти обучение параллельно или даже после прохождения аттестации, суд находит не заслуживающими внимания и не влекущими отказ в исковых требованиях. Указанные изменения, внесенные в приказ Минтранса России от 03.11.2015 N 325, не отменяют действие вышеприведенных законов, регулирующих вопросы обеспечения транспортной безопасности, не освобождают от обязанности их исполнения.

В силу пунктов 10, 14 Правил аттестации орган аттестации в течение 3 рабочих дней со дня получения документов, предусмотренных пунктом 9 настоящих Правил, осуществляет их проверку. По результатам обработки персональных данных орган аттестации в течение 3 рабочих дней со дня окончания обработки направляет заявителю заключение об отсутствии у лица, принимаемого на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющего такую работу, ограничений на ее выполнение или уведомляет о выявленных ограничениях на выполнение такой работы.

Учитывая положения нормативно-правовых актов, цели аттестации сил обеспечения транспортной безопасности – установление соответствия знаний, умений и навыков аттестуемых лиц и личностных (психофизиологических) качеств и уровня физической подготовки отдельных категорий аттестуемых лиц требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности в целях принятия субъектом транспортной инфраструктуры решения о допуске (невозможности допуска) аттестуемых лиц к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, либо об отстранении от выполнения такой работы, проведение аттестации лиц, не имеющих соответствующей подготовки, а соответственно и права на выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, не является законным.

Таким образом, требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 174-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Хабаровского транспортного прокурора к Дальневосточному территориальному управлению Федерального агентства железнодорожного транспорта о признание свидетельств по аттестации сил обеспечения транспортной безопасности недействительными удовлетворить.

Признать свидетельства № об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности в качестве работников, включенных в состав групп быстрого реагирования, осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности ФИО1ФИО16ФИО14ФИО4ФИО13ФИО5ФИО15ФИО10ФИО11ФИО8ФИО2ФИО12 недействительными.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Дата составления мотивированного решения – 13 марта 2019 года.

Копия верна.

Судья Н.А. Чижова

 

Пройти обучение по ТБ