Главная » Экспертное мнение » Нужно ли разрабатывать паспорт безопасности в отношении ТС, перевозящего пассажиров для собственных нужд?

Нужно ли разрабатывать паспорт безопасности в отношении ТС, перевозящего пассажиров для собственных нужд?

К нам обратился Заказчик с просьбой пояснить необходимость разработки паспорта безопасности для автобуса, который используется для перевозки собственных сотрудников от места работы до полевых работ утром и вечером обратно до места работы по дорогам общего пользования. Отмечается, что:

  • ТС используются компаниями для собственных нужд (перевозки не коммерческие).
  • Заказчик получил письмо от УГАН Ространснадзора, о том, что им необходимо сделать только внесение ТС в реестр ФДА, а ПАТС делать не нужно, т.к. у них в Лицензии указано «для собственных нужд» и ссылаются на пп. «а» п.11 ст. 1 ФЗ 16.

Отвечаем…

В соответствии с требованиями 16 ФЗ под транспортными средствами (в части автомобильного транспорта) понимается:

11) транспортные средства — устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя:

а) транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение;…

В соответствии с  положениями статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта” перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

  1. регулярные перевозки;
  2. перевозки по заказам;
  3. перевозки легковыми такси.

Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок (статья 19 259-ФЗ).

Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме (статья 27 295-ФЗ).

Указанным нормативными правовыми актами необходимость подготовки паспорта обеспечения транспортной безопасности в отношении ТС, используемых для перевозки пассажиров и багажа для собственных нужд напрямую не предусмотрена.

В то же время подпункт 3 пункта 3 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (утверждены Постановлением Правительства РФ от 8 октября 2020 г. № 1640) предусматривает распространение своего действия на ТС, осуществляющих перевозки за границами зон транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, промышленных (производственных, складских) объектов.

 

С целью избегания возможных штрафов за нарушение законодательства о транспортной безопасности в условиях возможного двоякого толкования требований рекомендуем разрабатывать паспорт безопасности для ТС, осуществляющих перевозку для собственных нужд с выездом на дороги общего пользования.

Обращаем внимание! Если ТС было включено в соответствующий Реестр Росавтодора, то паспорт безопасности должен быть разработан в обязательном порядке!