Анализ требований к Паспорту безопасности ТС
На предстоящие 6 лет Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 года №1640 утверждены новые требования в области обеспечения транспортной безопасности. Указанный нормативный документ привел в соответствие правовое поле в области обеспечения транспортной безопасности с 16-ФЗ «О транспортной безопасности». Напомним, что действующий закон обязывает перевозчиков разрабатывать паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства.
Все требования систематизированы с учетом последних изменений в 16-ФЗ, утверждена типовая форма паспорта обеспечения безопасности транспортного средства (далее – паспорт безопасности ТС).
Указанный документ является по сути продолжением развития ранее действовавших требований по категорированию, оценке уязвимости и разработке плана обеспечения транспортной безопасности ТС.
Требования в области обеспечения транспортной безопасности устанавливаются не в зависимости от категории ТС, а в зависимости от сферы применения ТС (при этом перевозчики как и ранее обязаны предоставлять в Федеральное дорожное агентство сведения об используемых ТС, получая взамен сведения о присвоенных реестровых номерах).
Оценка уязвимости также фактически сохранена, поскольку приложением к паспорту безопасности ТС прикладываются результаты обследований и изучения принятых мер в субъекте транспортной инфраструктуры.
Приказы, положения и разделы, которые ранее разрабатывались при подготовке плана обеспечения транспортной безопасности сейчас размещаются либо непосредственно в самом паспорте безопасности ТС, либо являются приложением к нему.
Суть мероприятий в области обеспечения транспортной безопасности сохранилась – по сути новые требования установили новую форму и порядок предоставления результатов работ в этой области.
Заказать Паспорт безопасности ТС
Что должен сделать перевозчик по обеспечению транспортной безопасности?
В соответствии с действующими нормативными документами в области обеспечения транспортной безопасности перевозчик обязан предоставить в Росавтодор информацию об используемых транспортных средствах.
Перевозчик по-прежнему должен назначить ответственных за обеспечение транспортной безопасности на ТС или группе ТС, а вот ответственного за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры он будет назначать только в том случае, если эксплуатирует 2 ТС и более.
Указанные ответственные лица должны пройти соответствующую подготовку (обучение) и аттестацию.
Перевозчик обязан разработать мероприятия (утверждаются приказам) в области обеспечения транспортной безопасности, причем один из порядков действий должен быть согласован с МВД, ФСБ и Ространснадзором.
На основании подготовленных документов готовится паспорт обеспечения транспортной безопасности ТС, к которому прилагаются 9 приложений, среди которых стоит выделить:
- результаты обследования и изучения реализуемых на транспортном средстве мер по предотвращению угроз совершения актов незаконного вмешательства (ранее – оценка уязвимости ТС);
- договор с подразделением транспортной безопасности (в течение 6 месяцев с даты утверждения паспорта обеспечения транспортной безопасности ТС);
- согласованный с МВД, ФСБ, Ространснадзором Порядок передачи данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности.
Отдельно обращаем внимание, что Паспорт разрабатывается на конкретное ТС, которое должно иметь соответствующий реестровый номер (присваивается Росавтодором и указывается в Паспорте). Перевозчик перед разработкой Паспорта обеспечения безопасности ТС предоставит сведения о нем в Росавтодор и получить указанный номер.
После разработки паспорт перевозчик обязан оснастить ТС необходимыми системами видеонаблюдения, связи и оповещения вот и выполнять мероприятия, предусмотренные Паспортом обеспечения транспортной безопасности ТС.
Требования в области обеспечения транспортной безопасности должны выполнять как перевозчики опасных грузов, так и перевозчики пассажиров, при этом в новой редакции Требований выделяется отдельно указаны требования по обеспечению транспортной безопасности иностранными перевозчиками.
Строго говоря, если раньше действовала система мер в зависимости от категории транспортного средства (выделено было три категории), то сейчас требования в области обеспечения транспортной безопасности сформулированы для в зависимости от назначения использования ТС.
Перевозчики пассажиров (в том числе иностранные) которые осуществляют регулярные перевозки пассажиров и багажа в международном сообщений и по межрегиональным маршрутам для проведения досмотра обязаны привлекать подразделения транспортной безопасности, а салон и отделение водителя обязаны быть оснащены системой видеонаблюдения. Также должны быть установлены системы оповещения и связи. Стоит отметить, что ТС иностранных перевозчиков оснащаются системами связи и оповещения для связи с экстренными оперативными службами по единому номеру.
При регулярных пассажирских перевозках в:
- междугородном сообщении,
- городском и пригородном сообщении,
- по межрегиональным маршрутам в том числе по маршрутам между Москвой и городами Московской области, Санкт-Петербургом и городами Ленинградской области, Севастополем и городами Республики Крым,
- перевозки пассажиров и багажа по заказу и
- наземным городским электрическим транспортом,
досмотр обеспечивается силами обеспечения транспортной безопасности транспортного средства и всего лишь допускается привлечение подразделений транспортной безопасности (при наличии технологическое взаимодействия с подразделениями транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры – тех же самых вокзалов.
Системы видеонаблюдения также размещается в пассажирском салоне и отделении водителя, а в части систем связи требуется ее устойчивое наличие между экипажем и ответственным за обеспечение транспортной безопасности или пунктом управления обеспечением транспортной безопасности (при повышенном уровне).
При перевозках опасных грузов, на которые требуют специальное разрешение, силы обеспечения транспортной безопасности формируются отечественными перевозчиками. Система видеонаблюдения устанавливается не только в кабине управления транспортным средством (как ранее), но и в местах размещения груза.
Для отечественных перевозчиков требуется наличие устойчивой связи экипажа с ответственным за обеспечение транспортной безопасности, в то время как для иностранных перевозчиков требуются оснащение системами связи с экстренными оперативными службами по единому номеру.
Перевозчикам по-прежнему предоставляется возможность объединения транспортных средств в группы, чтобы впоследствии действие одного паспорта обеспечения транспортной безопасности ТС распространить на несколько ТС.
Однако новыми правилами указанное объединение возможно лишь только в отношении ТС которые:
- осуществляют перевозку пассажиров (ТС, перевозящие опасные грузы уже в одну группу объединять нельзя);
- ТС должны быть использоваться на маршрутах регулярных перевозках (ТС, которые используются при перевозках пассажиров по заказу должны иметь отдельные паспорта);
- ТС должны находиться в эксплуатации у одного перевозчика (это норма существовала и ранее);
- ТС должны иметь идентичные категории и классы по техническому регламенту таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», у ТС должны быть идентичны конструктивные, технические и технологические элементы (как будет определяется идентичность пока не определено, поэтому представляется целесообразным сохранение старого порядка объединения ТС в группы – по согласованию с Росавтодором);
- объединение возможно по одному маршруту регулярной перевозки (то есть ТС, которые соответствуют всем вышеперечисленным характеристикам, однако используется на разных маршрутах и у них отсутствует какой-то единый общий маршрут регулярных перевозок в одну группу объединить не получится).
Все перечисленные действия необходимо выполнить в течение одного месяца с даты вступления в силу новых требований в области обеспечения транспортной безопасности – до 22.11.2020.
Основные выводы:
- требования по обеспечению транспортной безопасности распространяются уже не только на отечественных перевозчиков, но и на иностранных;
- паспорта должны быть разработаны до 22.11.2020, при этом количество разрабатываемых паспортов по факту увеличилась
Для подготовки паспорта обеспечения транспортной безопасности нам как специализированной организации от субъекта транспортной инфраструктуры необходимы:
- сведения о ТС и осуществляемых перевозках;
- контактные данные;
- номер приказа (распоряжении, решения) о назначении ответственных за обеспечение транспортной безопасности на ТС при этом надо понимать что они должны быть соответствующим образом обучены аттестованы;
- фотографии и паспорт транспортного средства для того чтобы проверить корректность предоставлены данных о ТС.
Структуру услуг группы компаний ПРОФИТБ для перевозчиков не претерпели серьезных изменений. Они лишь уточнились в части разработки нормативных документов в области обеспечения транспортной безопасности (услуги в области категорирования, оценки уязвимости, разработки план обеспечения транспортной безопасности заменены на подготовку паспорта обеспечения безопасности ТС).
Услуги, связанные с обучением как мы оказывали в полному неизменном объеме так и продолжаем оказывать.
Наша компания работает с 2016 года на основании действующего свидетельства об аккредитации в области обеспечения транспортной безопасности и лицензии на осуществление образовательной деятельности. За время нашей работы мы выполнили задачи по более чем 700 контрактам в том числе государственным – мы успешно решаем любые вопросы в области обеспечения транспортной безопасности.
Наши эксперты ответят на ваши вопросы по телефону +7 (495) 178-06-42. Вы также можете оставить соответствующий запрос на нашем сайте.