1 марта 2019 года вступили в силу новые требования для перевозок пассажиров автобусами
С 1 марта 2019 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» и в Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Рассмотрим основные изменения в осуществлении деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.
Обязательное лицензирование предусматривается для всех видов автотранспорта с вместимостью выше 8 человек кроме применяемого для поездок по дорогам необщего пользования (в частности, по территории предприятий).
Право на отсутствие лицензии имеют автотранспортные средства специальных служб, таких как: скорая медицинская помощь, аварийно-спасательная, пожарная охрана, военная инспекция и др.
Предусматриваются плановые (рейдовые) проверки уполномоченными контролирующими органами, помимо технического состояния автотранспорта, используемой для пассажирских перевозок инфраструктуры (остановки, автостанции, автовокзалы).
Закреплен обязательный контроль соблюдения режима работы водителями, правильного соотношения времени работы и отдыха. Для этого все перевозчики обязаны установить на автобусах специализированную аппаратуру ― тахограф.
В штатном расписании предприятия должно быть должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшее в установленном порядке аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью.
Оформление лицензии
Лицензированию подлежат все организации и ИП, которые эксплуатируют автобусы категорий М-2 и М-3 (коммерческие перевозки и собственные нужды).
Лицензию надо будет оформить (в случае перевозки пассажиров по заказу или в случае перевозок для собственных нужд организаций) или же ее переоформить (для предприятий, осуществляющих регулярные перевозки).
Для получения лицензии необходимо:
- наличие аттестованного ответственного по БДД (он должен быть в штате организации и трудоустроен – договор, как, например, с медиком, заключить нельзя);
- должна быть лицензия на медосмотры (пред, -послерейсовые для водителей) или договор с организацией, имеющей такую лицензию;
- автобусы должны быть с собственности или на праве аренды (но не по договору аренды с экипажем).
Соответственно, в УГАДН нужно будет подать заявление с приложением копий этих документов.
Лицензионные требования
Когда вы станете обладателем лицензии (лицензиатом) вам необходимо будет выполнять и придерживаться определенных условий, называемых «лицензионными требованиями».
Их достаточно много и нарушение хотя бы одного приведет к привлечению вас по ст. 14.1.2 КоАП РФ, а штрафные санкции там достаточно серьезные.
Основные требования к лицензиатам пассажирских перевозок:
- использовать автобусы, принадлежащие только лицензиата (либо в собственности, либо в аренде);
- ответственный по БДД должен исполнять обязанности на основании должностной инструкции, разработанной по 287 Приказу Минтранса;
- при коммерческих перевозках должна быть страховка пассажиров по 67-ФЗ;
- правильно заполнять путевки;
- проводить предрейсовый контроль технического состояния ТС, а также оснастить данные ТС тахографами и (или) системой ГЛОНАСС;
- осуществлять техническое обслуживание автобусов в сроки, предусмотренные документацией заводов-изготовителей этих транспортных средств;
- должны быть выделены стоянки для ваших авто, но это требование пока отложено до 01.01.2020 года;
- передавать сведения о пассажирах и персонале (экипаже) автобуса лицензиата в автоматизированную централизованную базу персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) автобусов лицензиата в случаях и в порядке, которые предусмотрены статьей 11 Федерального закона “О транспортной безопасности”;
- водители должны быть трудоустроены и иметь национальное водительское удостоверение на право управления автомобилями категории “D” (для граждан Российской Федерации) или международное водительское удостоверение на право управления автомобилями категории “D” (для граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального языка);
- соблюдать режим труда и отдыха;
- соблюдать Приказ 7 Минтранса (некоторые положения из него: инструктаж водителя автобуса лицензиата, планирование мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, анализ дорожно-транспортных происшествий с участием автобусов лицензиата, анализ, учет и хранение обращений граждан и организаций о нарушении водителями Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 “О Правилах дорожного движения”;
- проводить стажировку водителей автобусов лицензиата;
- обеспечивать проведение предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров водителей в порядке, утвержденном Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Также соблюдать требования Постановления Правительства РФ от 17 декабря 2013 г. № 1177 “Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами”.
Реестр ТС
Используемые лицензиатом ТС будут включены в реестр.
Порядок включения и список документов для включения в реестр также устанавливается новым Положением.
Переоформление лицензии
Для действующих лицензиатов порядок переоформления лицензии будет проще – на основании заявления о получении лицензии, проверка проводиться не будет.